1. Экономическое развитие

По состоянию на 01.01.2019 численность населения муниципального района составила 7319 человек.

По состоянию на 01.01.2019 на территории Усть-Большерецкого муниципального района зарегистрировано 257 предприятий и организаций различных форм собственности, в том числе по формам собственности или 97% к уровню 2017 года:

  • - государственная, включая муниципальную – 22 единиц;
  • - частная – 174 единицы;
  • - другие виды собственности – 61 единиц.

Инвестиции в основной капитал организаций Усть-Большерецкого муниципального района, не относящихся к субъектам малого предпринимательства за январь - декабрь 2018 года составили 1 084 482,00 тыс. рублей или 87,3 % к уровню аналогичного периода 2017 года.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) по организациям, не являющимся субъектами малого предпринимательства за период январь – ноябрь 2018 года по району составила 86 079,4 рублей или 123,6 % к аналогичному периоду 2017 года.

Прожиточный минимум за 2018 год на душу населения составил 19 741,0 рубль, для трудоспособного населения – 20 886 рублей, пенсионеров – 15 810 рублей, детей – 21 271 рубль.

Объем платных услуг населению по организациям, не являющимся к субъектам малого предпринимательства, за 2018 год составил 207 266 тыс. рублей или 93,6 % к уровню 2017 года.

Всего по состоянию на 01.01.2019 года по данным статистики на территории Усть-Большерецкого муниципального района зарегистрировано 176 индивидуальных предпринимателей, что на 3,8 % меньше, чем на 01.01.2018.

Оборот организаций за январь – декабрь 2018 года составил 16 056,7 млн. рублей, что составляет 188,7 % к январю-декабрю 2017 года.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составил 15 769,9 млн. рублей, что составляет 189,2 % к январю-декабрю 2017 года, в том числе по отдельным видам деятельности:

  • сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 747,7 % к январю-декабрю 2017 года;
  • обрабатывающие производства – 14 336,0 млн. рублей или 199,4 % к январю-декабрю 2017 года;
  • обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – 894,2 млн. рублей или 116,9 % к январю-декабрю 2017 года;
  • водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 80,1 % к январю-декабрю 2017 года.

Производство рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков за 2018 год составило 121 542,5 тонны или 136 % к январю-декабрю 2017 года.

Производство рыбы морской свежей или охлажденной, не являющейся продукцией рыбоводства, за 2018 года составило 3 115,8 тонны или 101,5 % к уровню 2017 года.

Оборот розничной торговли за январь-декабрь 2018 года составил 197,082 млн. рублей или 93,1 % к аналогичному периоду 2017 года.

Оборот розничной торговли в расчете на душу населения за 2018 год составил 26 737,5 рублей, что на 1 885,20 рублей меньше, чем за 2017 год.

Оборот общественного питания составил 120,1 % к январю-декабрю 2017 года.

Развитие малого и среднего предпринимательства

С 2010 года в рамках реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства в Усть-Большерецком муниципальном районе оказывается консультационная и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса на территории района.

В 2011 году в здании Администрации Усть-Большерецкого муниципального района создан консультационный (дистанционный) пункт (организовано рабочее место) для предпринимателей района, с подключением к сети Интернет и к правовой системе «Гарант», приобретена мебель, компьютерная и копировальная техника.

За период 2010-2018 годов в целях поддержки малого и среднего предпринимательства было предоставлено 36 грантов на создание и развитие собственного бизнеса. В 2018 году была оказана финансовая поддержка (субсидия) субъектам малого и среднего предпринимательства на развитие собственного бизнеса в сфере оказания услуг общественного питания в сумме 500,0 тыс. рублей, а также 260 субъектам оказана консультационная поддержка.

 

Улучшение инвестиционной привлекательности

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю в 2018 году составил 121,6088 тыс. рублей, в 2016 году – 72,064 тыс. рублей, в 2017 году –160,167 тыс. рублей, в 2018-2020 годах прогнозируется стабильное привлечение инвестиций в размере 121,6088 тыс. рублей.

Для привлечения инвестиционных ресурсов сформирован перечень инвестиционных объектов, позволяющий в максимальной степени задействовать имеющиеся ресурсы и стимулировать развитие предпринимательской деятельности. Общедоступность информации обеспечена путем ее размещения в сети «Интернет» на официальных сайтах Администрации Усть-Большерецкого муниципального района и Правительства Камчатского края.

На территории района предлагаются к реализации, следующие инвестиционные объекты, включенные в Банк инвестиционных объектов Камчатского края:

Инвестиционные проекты:

«Создание торфомусороперерабатывающего предприятия ООО «МИТОГАТОРФ»», сфера деятельности – экология.

Реализация данного проекта позволит решить ряд вопросов, в том числе позволит решить вопрос с утилизацией отходов на территории района, создать не менее 150 постоянных рабочих мест, создать новую для Усть-Большерецкого района отрасль переработки вторичного сырья, отрасль глубокой переработки торфа в продукцию нефтепереработки – дизельное топливо, мазут и битум и т.п.

Инвестиционная идея:

«Строительство многофункционального порта-ковша в районе м. Левашова», сфера деятельности – прочие отрасли промышленности. Строительство порта за западной Камчатке возле м. Левашова должно удовлетворять требованию, прежде всего экономической целесообразности и быть прибыльным, как собственникам и инвесторам, так и флоту. Затраты на строительство порта – ковша будут зависеть от выбора Генерального подрядчика и от выбора варианта инвестирования. Подрядчиками могут выступать российские, корейские, китайские и японские компании, при этом может быть и соответствующее финансирование.

Инвестиционная площадка:

«Озерновские бальнеологические источники», сфера деятельности – туризм. В рамках предложений по реализации площадки предполагается строительство здания на 30 мест для туристского отдыха и лечения, строительство жилого дома для обслуживающего персонала. Планируется реконструкция 14 км автомобильных дорог, строительство 4 км новых дорог и автостоянки, строительство новых бассейнов (и реконструкция имеющихся), прокладка коммуникационных систем.

В целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Усть-Большерецком муниципальном районе Администрацией Усть-Большерецкого муниципального района проводится ряд мероприятий направленных на активизацию инвестиционной деятельности и привлечение инвестиций в экономику Усть-Большерецкого муниципального района, а именно: распоряжением Администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 23.01.2014 № 14 утверждена «Дорожная карта» Усть-Большерецкого муниципального района в рамках реализации Инвестиционной стратегии Камчатского края до 2020 года; постановлением Администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 13.02.2014 № 43 создана Инвестиционная рабочая группа в Усть-Большерецком муниципальном районе; постановлением Администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 21.07.2014 № 316 утверждено Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории Усть-Большерецкого муниципального района; распоряжением Администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 25.09.2014 № 235 утвержден План-прогноз привлечения инвестиций в экономику Усть-Большерецкого муниципального района на период до 2025 года; распоряжением Администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 03.11.2016 № 397 утвержден Инвестиционный паспорт Усть-Большерецкого муниципального района; на официальном сайте Администрации Усть-Большерецкого муниципального района организована работа «горячей линии» по связи инвесторов с ответственными представителями органов местного самоуправления Усть-Большерецкого муниципального района и прочие мероприятия.

В целях внедрения успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, включенных в Атлас муниципальных практик, на территории Усть-Большерецкого муниципального района распоряжением Администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 09.08.2017 № 194 утвержден План мероприятий (дорожная карта) по внедрению успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, включенных в Атлас муниципальных практик, на территории Усть-Большерецкого муниципального района.

В целях активизации инвестиционной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности, создания благоприятных условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в Усть-Большерецком муниципальном районе постановлением Администрации Усть-Большерецкого муниципального района от 18.07.2016 № 314 утверждено Положение о сопровождении инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

 

Сельское хозяйство

Сельскохозяйственное производство (животноводство и растениеводство) в районе представлено сельскохозяйственной артелью «Апачинская», подсобным хозяйством ОАО «Озерновский РКЗ- 55», ООО «Романовское», 1 индивидуальным предпринимателем, 4 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и более 500 личными подсобными хозяйствами.

Животноводство Усть-Большерецкого муниципального района представляет собой основной блок сельскохозяйственного производства. Объем продукции животноводства в структуре валового производства сельскохозяйственной продукции составляет 71,8 %.

Реализация мероприятий по реконструкции бытовых вспомогательных помещений и молочного блока позволила достичь следующих показателей: численность поголовья крупного рогатого скота в Сельскохозяйственной артели «Апачинская» составила 260 голов, из них 93 коровы.

Объем производства молока в хозяйствах всех категорий в Усть-Большерецком муниципальном районе за 2018 год составил - 641 тонну. Увеличение составило 11, 9%.

Объем производства мяса в хозяйствах всех категорий в Усть-Большерецком районе за 2018 год составил – 25,9 тонн. Увеличение составило 33,4 %.

Объем производства хлебобулочных изделий ООО «Орлан» за 2018 год составил 66,208 тонн.

Валовый сбор урожая сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств за 2018 год составил 632,8 тонн. Объем продукции сельскохозяйственных культур в структуре валового производства сельскохозяйственной продукции составляет 28,2 %.

Яйценоскость птиц в 2018 году составила 128,1 тыс. шт. В сравнении с аналогичным периодом 2017 года яйценоскость птиц увеличилась на 15,3 %.

 

Дорожное хозяйство и транспорт

Территория района обслуживается автомобильным, воздушным и морским транспортом. Сеть автомобильных дорог общего пользования развита удовлетворительно, имеет протяженность 236,7 км. Основу сети составляют региональные дороги 182,6 км., поселковые 54,1 км. Асфальтобетонные дороги имеются в с. Усть-Большерецк общей протяженностью 3,55 км. Остальные дороги не имеют твердого покрытия.

Южная часть района связана воздушным и морским транспортом. Капитальный ремонт дорог всех уровней производился частично небольшими участками.

При поддержке Администрации Усть-Большерецкого муниципального района осуществлялось регулярное автобусное сообщение между поселениями по маршрутам п. Октябрьский - с. Усть-Большерецк, и с. Усть-Большерецк – с. Кавалерское – с. Апача.

Для осуществления пассажирских перевозок между поселениями приобретено 2 автобуса повышенной проходимости марки ПАЗ. Приобретена одна единица вездеходной техники «Трекол» для перевозки пассажиров по маршруту п. Озерновский – п. Паужетка.

Уровень доходов населения, занятость

Несомненным результатом социально - экономического развития района является рост жизненного уровня населения. Основным источником реальных доходов работающего населения является заработанная плата.

В 2018 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников составила:

- крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций – 70 468,3 рублей, рост по отношению к 2016 году составляет 6,6%;

- муниципальных дошкольных образовательных учреждений – 49 804,4 рублей, рост по отношению к 2016 году составляет 5,8%;

- муниципальных общеобразовательных учреждений – 64 961,6 рублей, рост по отношению к 2016 году составляет 0,4%;

- муниципальных учреждений культуры и искусства – 60 784 рублей, рост по отношению к 2017 году составляет 6,85%;

Выплата заработной платы работникам бюджетной сферы производится своевременно, задолженности за 2018 год нет.

 

По сведениям КГКУ «Центр занятости населения Усть-Большерецкого района»:

- численность экономически активного населения за 2018 год составила 4 421 человек, что на 319 человек меньше, чем за 2017 год.

За 2018 год Центром занятости проведены следующие мероприятия:

Наименование мероприятия

2017 год

2018 год

Количество организованных ярмарок вакантных и учебных рабочих мест

3

3

Количество граждан, принявших участие в ярмарках вакантных и учебных рабочих мест (чел.)

184

200

Количество временно трудоустроенных несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (чел.)

171

163

Количество граждан, трудоустроенных на общественных работах (чел.)

112

90

Количество временно трудоустроенных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (чел.)

14

9

Количество безработных граждан, завершивших профессиональное обучение (чел.)

48

34

Количество граждан, получивших профессиональную ориентацию (чел.)

392

389

Количество безработных граждан, получивших финансовую помощь на организацию собственного бизнеса (чел.)

1

3

Размер финансовой помощи, оказанной безработным гражданам на организацию собственного бизнеса (рублей)

0

176 400

 

  1. II. Дошкольное образование

На 01.01.2019 года численность воспитанников МДОО и МОО, реализующих основные программы дошкольного образования составляет 385 человек (всего проживает на территории района 582 детей в возрасте от 0 до 7 лет). В 2017 году численность воспитанников составляла 394 человек.

Охват детей дошкольным образованием составляет 100%. В течение трех лет охват остается неизменным.

Для систематизации и учета очередников, прозрачности постановки ребенка на учет ведется электронная очередь в подсистеме «Е-услуги» ГИС «Сетевой город».

В очереди на предоставление мест в МДОО зарегистрировано 74 ребенка в возрасте от 0 до 3 лет, (в 2017 году – 80 детей).

В МДОО работают 65 педагогов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Во всех МДОО разрабатываются и утверждаются образовательные программы в соответствии с планом внедрения ФГОС ДО.

Программа дошкольного образования реализуется в 6 зданиях.

В рамках реализации мероприятий ГП Камчатского края «Развитие образования в Камчатском крае на 2014-2020 годы» и МП «Развитие образования в Усть-Большерецком района на 2015-2017 годы» в каждой образовательной организации, реализующий программы дошкольного образования, ежегодно обновляется детская мебель для раздевальных, спальных и групповых помещений, а так же технологическое оборудование.

Бюджет по дошкольным образовательным организациям Усть-Большерецкого муниципального района планируется и исполняется на основе муниципальных заданий. Источниками финансирования дошкольных организаций являются средства районного бюджета и средства краевого бюджета.

В районе повышается качество дошкольного образования, внедряются новые образовательные технологии и программы, оказываются дополнительные образовательные услуги.

Для обеспечения устойчивого роста качества предоставляемых образовательных услуг и в целях решения задачи доступности дошкольного образования и снятия напряженности с обеспечением местами в детском саду в 2020-2023 годах планируется строительство нового здания детского сада на 200 мест в Усть-Большерецком сельском поселении.

 

III. Общее и дополнительное образование.

 

Образование в Усть-Большерецком муниципальном районе представлено 13-тью учреждениями образования:

- 7 муниципальные общеобразовательные организации;

- 4 муниципальные дошкольные образовательные организации;

- 2 муниципальные организации дополнительного образования.

Образовательная система Усть-Большерецкого муниципального района объединяет дошкольное, общее среднее и дополнительное образование.

Отличительной особенностью сети образовательных организаций является разброс по району:

  • 4 образовательные организации расположены в районном центре (с. Усть-Большерецк),
  • 3 образовательные организации в отдаленных сёлах района (п. Озерновский с. Запорожье).

Функционирует вечерняя сменная школа, которая обеспечивает обучение на двух уровнях образования (основного общего, среднего общего образования).

Организации дополнительного образования расположены только в районном центре (с. Усть-Большерецк), реализация дополнительных образовательных программ в отдалённых сёлах района осуществляется непосредственно общеобразовательными организациями, имеющими лицензии на дополнительное образование.

В начале 2018-2019 учебного года численность обучающихся составила 748 человек (в т. ч. 222 учащихся МБОУ Усть-Большерецкая Вечерняя СОШ), на 01.01.2019 – 739 чел. Одним из ведущих показателей качества образования является охват детей и подростков от 6,5 до 18 лет общим образованием. По итогам учебного года этот показатель составил 100 %, в том числе очной формой – 97,6% от общего контингента учащихся, очно-заочной формой – 2% (учащиеся вечерней школы) и индивидуальным обучением – 0,4% (дети-инвалиды, которым рекомендовано обучение на дому).

В настоящее время все школы оснащены автоматическими установками пожарной сигнализации и системами оповещения людей о пожаре. В 5 из 7 общеобразовательных организациях, где расположение объектов позволяет осуществить быстрый выезд служб экстренного реагирования, установлены кнопки тревожной сигнализации. Штатными расписаниями образовательных организаций предусмотрены должности сторожей и вахтёров, заместителей руководителей по административно-хозяйственной деятельности или завхозов. Должностными инструкциями данной категории работников предусмотрена ответственность за охрану зданий, территорий, сохранность имущества.

В рамках реализации мероприятий ГП Камчатского края «Безопасная Камчатка» и муниципальной программы «Развитие образования на 2014-2020 годы» завершена работа по установке систем видеонаблюдения. Системы видеонаблюдения установлены во всех общеобразовательных организациях.

Ежегодное выделение денежных средств на содержание зданий и помещений позволяет снизить потребность объектов образования в капитальном ремонте, обеспечивает стабильное и безопасное функционирование образовательных организаций.

Качество образования

Абсолютная успеваемость по району в 2017-2018 учебном году составила 96%. В МБОУ Запорожская НШ-ДС № 9 достигли 100% абсолютной успеваемости. 98% абсолютной успеваемости достигли в МАОУ Озерновская СОШ № 3.

За прошедший учебный год уменьшилось количество отличников. Если в конце 2016-2017 учебного года процент отличников составлял 8% от общей численности обучающихся, то учебный год на «5» завершили в текущем году 6% школьников. На «4» и «5» учебный год завершили 287 человек, что составляет 39 % от общего количества учащихся, произошло повышение на 1,6%. Качество образования повысилось на 2%. С 37% на 39% - таким образом сохранившись на оптимальном уровне.

За 2017-2018 учебный год повысился процент качественной успеваемости в МАОУ Озерновская СОШ № 3 на 3%, в МБОУ Апачинская СОШ № 7 на 21 %, в МБОУ Запорожская НШ-ДС №9 количество хорошистов и отличников сократилось на 4%, в МБОУ Октябрьская СОШ № 1 на 1 %, в МБОУ Усть-Большерецкая СОШ № 2 на 1%, в МБОУ Большерецкая СОШ № 5 снижение на 14% .

Наблюдается ежегодный рост отличников. Отрадно отметить, что в прошедшем учебном году второгодников в начальной школе нет.

Возрастает и качество знаний в классах основного общего образования. За прошедший год показатель вырос с 30,6% до 35%.

В старших классах качество знаний на прежнем уровне в сравнении с прошлым годом. Качество знаний в 10-11 классах 35,2%. Количество отличников сократилось на 1%.

В 2018 году общее количество участников основного этапа ЕГЭ составило 51 человек, из них: 48 – выпускники 11 класса, 1 выпускник прошлых лет. Впервые в число участников ЕГЭ вошли 2 обучающихся 10-го класса, которые сдавали учебный предмет «география». Это обусловлено тем, что именно в 10-м классе завершается изучение этого предмета.

В 2018 году из 48 выпускников текущего года получили аттестат о среднем общем образовании 45 выпускников, что составляет 94% от общего количества. 3 выпускника не улучшили свой результат в резервный день и оставлены на пересдачу в дополнительный сентябрьский срок.

Трое выпускников получили аттестаты особого образца и медали «За особые успехи в учении».

По выборным предметам среднерайонный балл держится на уровне прошлых лет. Высокий балл по обществознанию показали выпускница МБОУ Большерецкой СОШ № 5 (81 балл) и выпускница МБОУ Апачинской СОШ № 7 (88 баллов). Снижение баллов наблюдается по предмету химия, средний балл в 2018 году – 40 (в 2017 году – 49). По предмету география результат улучшился – 48 (в 2017 году – 39.

Экзамен по русскому языку успешно сдали 57 из 61 выпускника. Средняя оценка в этом году снизилась на 0,2 балла и составила 3,5 балла. На «5» и «4» сдали 52 % от общего количества участников ОГЭ. Лучшие результаты по району показали выпускники МБОУ Октябрьской СОШ № 1 и МБОУ Апачинской СОШ № 7.

Математику из 62 выпускников успешно сдали 56 обучающихся. По результатам ОГЭ по математике среднерайонная оценка составляет 3,5 балла, что на 0,2 балла лучше, чем в прошлом году.

В 2018 году проведен муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по 12 учебным предметам. На уровне муниципалитета было обеспечено четкое организационно-методическое сопровождение порядка проведения Олимпиады, соблюдение соответствующих требований и рекомендаций краевых предметно-методических комиссий, критериев оценки и требований к проверке олимпиадных работ.

Победители и призёры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников награждены дипломами установленного образца и денежными премиями.

Школьники района продолжают активно участвовать в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах: «Кенгуру», «Лисёнок», «Кириллица», «Знайки», «Мир вокруг нас», «Азбука животного мира», «Весёлая математика», «Секреты русского языка», «Моря, озёра, океаны» и занимают призовые места.

В 2018 году учащиеся школ района за хорошую и отличную учёбу, активное участие в предметных олимпиадах различного уровня, муниципальных, краевых и Всероссийских соревнованиях и конкурсах были награждены путёвками во Всероссийские детские центры.

Школьница из МБОУ Апачинская СОШ № 7 приняла участие в Общероссийской новогодней ёлке в Государственном Кремлёвском дворце.

Группа школьников в количестве 15 человек из всех общеобразовательных школ побывала на Губернаторской новогодней ёлке.

2018 год был богат на мероприятия, проводимые на уровне образовательных организаций и муниципалитета. Ребята нашего района активно участвовали в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней. Это и традиционные соревнования по волейболу «Серебряный мяч», лыжные гонки, летний и зимний фестивали ГТО, муниципальные этапы Всероссийских конкурсов «Безопасное колесо» и «Живая классика», турнир памяти Ю.Н. Утенышева по борьбе дзюдо (огромное число призеров района), футбольные турниры и товарищеские встречи, районные конкурсы рисунков и творческих работ профилактической направленности среди подростков: «Дорога в будущее», «Симфония жизни, «Солнце на ладони».

В августе 2018 года, седьмой раз в истории района, 12 раз в истории Камчатского края состоялся детско-юношеский фестиваль «Хранители лососей», организованный и курируемый управлением образования Администрации Усть-Большерецкого муниципального района под патронатом камчатского регионального общественного фонда «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!».

Управление образования, общеобразовательные школы района активно сотрудничают с Усть-Большерецкой территориальной комиссией (председатель Л.Н.Утёнышева). В рамках Дня молодого избирателя, Дня Конституции, иных значимых для страны дат, Усть-Большерецкой ТИК организуются интересные, познавательные гражданско-патриотические мероприятия со старшеклассниками: конкурсы рисунков и плакатов, встречи с Главой и депутатами района, круглые столы и часы вопросов «Живи настоящим-думай о будущем», правовые и деловые игры «Избирательный дозор», «В лабиринте избирательного права», «Время выбирать», «Выборы лидера школы».

Опека и попечительство

За 2018 год: выявлено и устроено на воспитание в семьи 2 детей; подготовлено 22 постановления по защите прав детей, проведено 81 проверки правомерности права на материнский капитал и 81 ответа в адрес пенсионного фонда; органы опеки приняли участие в 16 судебных заседаниях в интересах детей, выдали 18 разрешений на трудоустройство в отношении 120 детей.

По данным на 01.01.2019 г. на учёте состоит 48 детей данной категории (7- сирот, 33 – ОБПР, 8- без статуса). В районе 2 опекунских, 22 приемных семей и 2 семьи усыновителей. В настоящее время замещающим семьям оказываются все необходимые меры государственной поддержки. Так, при всех формах устройства ребенка в семью выплачивается единовременное пособие в размере 26 814,54 рублей, усыновителю в размере 150,00 рублей, что имеет огромное значение для повышения уровня социальной защищенности принимающих семей и создает стимулы для дальнейшего развития семейных форм устройства.

  1. IV. Культура

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности:

  1. Клубами и учреждениями клубного типа.

На территории Усть-Большерецкого муниципального района осуществляют свою деятельность 6 клубов и учреждений клубного типа. В соответствии с Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 октября 1999 г. № 1683-р уровень фактической обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа от нормативной потребности в 2018 году составил 86,3.

  1. Библиотеками.

В Усть-Большерецком муниципальном районе действует МБУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система», в состав которого входит межпоселенческая центральная библиотека в с.Усть-Большерецк, филиал – Детская библиотека в с.Усть-Большерецк, филиалы-библиотеки в с.Апача, с.Кавалерское, с.Запорожье, п.Озерновский, п.Октябрьский. В каждом муниципальном образовании района действует библиотека, поэтому в соответствии с Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, уровень фактической обеспеченности в библиотеках в 2018 году составил 100%.

В 2019-2021 годах сокращение филиалов библиотек в Усть-Большерецком муниципальном районе не планируется.

  1. Парками культуры и отдыха.

В Усть-Большерецком муниципальном районе отсутствуют парки культуры и отдыха и строительство их не планируется.

Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры:

Данные о зданиях, которые находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, обобщаются на основании следующих федеральных статистических наблюдений: форма 7-НК «Сведения об организации культурно-досугового типа»; форма 6-НК «Свод годовых сведений об общедоступных (публичных) библиотеках»; форма 8-НК «Сведения о деятельности музея»; форма № 1-ДМШ «Сведения о детской музыкальной школе и школе искусств». В соответствии с вышеперечисленными наблюдениями в 2018 году из 11 действующих учреждений культуры требовали капитального ремонта 3 учреждения культуры (ДК с.Апача, СДК с.Запорожье, Дом культуры п.Октябрьский). Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры за 2018 год составила 27,2%.

В 2019 году ремонты не планируются, в общем количестве доля муниципальных учреждений культуры в 2019 году составляет 27,2%.

В Усть-Большерецком муниципальном районе отсутствуют объекты культурного наследия, находящиеся в муниципальной собственности и требующие консервации или реставрации.

 

  1. V. Физическая культура и спорт

В 2018 году спортсмены Усть-Большерецкого муниципального района приняли участие в 21 спортивно-массовом мероприятии районного и краевого уровня, в том числе проведено 16 соревнований районного уровня: лыжные соревнования «Рождественская гонка» (7 января), межпоселенческий блиц-турнир по настольному теннису (3 февраля), Кубок Главы Усть-Большерецкого МР по ОФП среди силовых структур (23 февраля), Первенство Усть-Большерецкого муниципального района по кроссу на снегоходах (31 марта), турнир по волейболу среди мужчин (22 апреля), легкоатлетическая эстафета (1 мая), мини-футбол, посвященный памяти А.И. Харенко (27 мая), турнир по быстрым шахматам (7 апреля), блиц-турнир по волейболу среди смешанных команд (10 июня), день физкультурника (12 августа), турнир по мини-футболу, посвященный памяти В.Фисуна (6 октября), межпоселенческий турнир по волейболу среди женских команд (20 октября), Кубок Усть-Большерецкого МР по пулевой стрельбе из пистолета Макарова (9 ноября), открытый турнир по мини-футбол, посвященный Всемирному дню футбола (15 декабря), открытый чемпионат по подледной ловле корюшки «Октябрьский зубарь» (24 марта).

Спортсмены района приняли участие в 8 соревнованиях межрайонного и краевого уровня: всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России-2017» (10 февраля), Открытое первенство по волейболу среди мужских и женских команд в с. Мильково (16-17 февраля), Региональный этап Всероссийских зимних игр в с. Мильково (15-18 февраля), Открытый турнир по волейболу среди мужских и женских команд в п. Усть-Камчатск (4-6 мая), Чемпионат Камчатского края по волейболу среди женских команд (2-5 ноября).

Всего за отчетный период приняли участие в спортивных мероприятиях 624 спортсмена района, 548 человек приняли участие в качестве болельщиков и зрителей.

Все мероприятия проведены в рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Усть-Большерецком муниципальном районе». Всего на проведение соревнований было израсходовано 1 179,99956 тыс. рублей.

  1. VI. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя района по данным Камчатстата составляет 26,59 кв. метров, что на 0,59 кв. метра больше чем в 2017 году.

.

VII. Жилищно-коммунальное хозяйство

С целью организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений Усть-Большерецкого муниципального района, Администрацией Усть-Большерецкого муниципального района были заключены соглашения с 4 поселениями Усть-Большерецкого муниципального района (Апачинское СП, Кавалерское СП, Усть-Большерецкое СП, Октябрьское ГП) о передаче полномочий по организации в границах поселении теплоснабжения Усть-Большерецкому муниципальному району.

Теплоснабжающей организацией является АО «Камчатскэнергосервис». Данной организацией отопительный период проводится без срывов, запас топлива на котельных сформирован в полном объеме. Платежи населения поступают непосредственно в кассы АО «Камчатскэнергосервис», что положительно влияет на своевременное проведение необходимых ремонтов и поставки топлива.

В соответствии с Планом мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к отопительному периоду 2018-2019 г.г. запланированы и проведены следующие виды работ:

Во всех поселениях района проведены обследование, профилактика и ремонт водозаборов, водопроводных сетей, водонасосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций.

В целях исполнения государственной программы Камчатского края «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей населенных пунктов Камчатского края коммунальными услугами и услугами по благоустройству территорий» разработана и утверждена аналогичная муниципальная программа Усть-Большерецкого муниципального района.

В рамках данной программы выполнены работы по замене ветхих сетей теплоснабжения, водоотведения, электроснабжения, в том числе заменены:

- ветхие сети теплоснабжения общей протяженностью 240 п. м. (в двухтрубном исполнении);

- ветхие сети водоснабжения общей протяженностью 318 п. м.;

- ветхие канализационные сети общей протяженностью 299 п. м.;

- ветхие электрические сети общей протяженностью 880 п. м.

На котельной «Центральная» п. Октябрьский выполнены работы по усилению несущих конструкций здания котельной "Центральная" п. Октябрьский на общую сумму 2 971, 25534 тыс. рублей.

В 2018 году закончилась разработка проектно-сметной документации «Реконструкция здания склада ГСМ котельной «Центральная» п. Октябрьский». Проектно сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края".

Цена строительно-монтажных работ по реконструкции здания склада ГСМ котельной «Центральная» п. Октябрьский определена в размере 40 650,96 тыс. руб. В настоящее время рассматривается вопрос об изыскании необходимых денежных средств для реконструкции здания склада ГСМ котельной «Центральная» п. Октябрьский.

В целях реализации подпрограммы «Чистая вода в Усть-Большерецком муниципальном районе» в Усть-Большерецком, Апачинском, Кавалерском, Озерновском поселениях проведены технические мероприятия на водозаборах и сетях водоснабжения. В Усть-Большерецком сельском поселении, при финансовой помощи района, заключен контракт на изготовление проектной документации на строительство очистных сооружений. В настоящее время проектно-сметная документация проходит государственную экспертизу в ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края".

В целях оперативного решения вопросов по организации работы объектов коммунального хозяйства и содержания многоквартирных домов, решением Думы Усть-Большерецкого муниципального района от 19.05.2016 № 133 создано муниципальное унитарное предприятие «Надежда» Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края. В настоящее время МКУ осуществляет деятельность по содержанию жилищного фонда и эксплуатации объектов водоснабжения, водоотведения, электроснабжения в Апачинском сельском поселении, Кавалерском сельском поселении.

 

VIII. Организация муниципального управления

 

Основные направления бюджетной политики Усть-Большерецкого муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны в целях формирования основы для составления проекта местного бюджета.

            Бюджетная политика Усть-Большерецкого муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов:

            - ориентирована на положения основных направлений бюджетной политики Российской Федерации и бюджетной политики Камчатского края на соответствующий период;

            - нацелена на сохранение социальной и экономической стабильности Усть-Большерецкого муниципального района, безусловное исполнение в полном объеме приоритетных действующих расходных обязательств Усть-Большерецкого муниципального района.

Доходная часть местного бюджета с учетом безвозмездных поступлений из краевого бюджета за 2018 год исполнена в сумме 1 257 449,32971 тыс. рублей или на 100% от уточненного годового плана. По сравнению с 2017 годом в 2018 году доходная часть местного бюджета увеличилась на 361 831,79953 тыс. рублей или на 40,40%. Увеличение доходной части связано с увеличением объема безвозмездных поступлений из краевого бюджета.

Налоговые и неналоговые доходы за 2018 год по сравнению с 2017 годом увеличились на 14,7% и составили 375 121,28016 тыс. рублей или 108 % от запланированного объема.

Расходы местного бюджета исполнены на 93,9 % от годовых плановых назначений и составили 1 255 146,88225 тыс. рублей, что больше объема расходов соответствующего периода 2017 года на 44,7 %.

На 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов сохранена практика доведения общего объема нецелевой финансовой помощи совместно с межбюджетными трансфертами на оплату труда и оплату коммунальных услуг бюджетам поселений до уровня не ниже уровня текущего финансового года.

При расчете межбюджетных трансфертов на оплату труда работников муниципальных учреждений учитывалась повышение оплаты труда с 1 января 2018 года на 4,0%.

Объем межбюджетных трансфертов бюджетам поселений (без учета субвенций и целевых иных межбюджетных трансфертов) составил 108 730,39893 тыс. рублей, вырос по сравнению с 2017 годом на 47 798,08503 тыс. рублей или 178%.

Долговые обязательства в 2018 году Усть-Большерецким муниципальным районом не принимались.

При формировании проекта местного бюджета на 2019 год и на плановый период учитывалась необходимость сохранения положительной тенденции социально-экономического развития Усть-Большерецкого муниципального района, формирования бюджетных расходов исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной и муниципальной политики, а также необходимость повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.

Основные параметры местного бюджета составляют:

на 2019 год

  • прогнозируемый общий объем доходов – 1 008 024,70623 тыс. рублей;
  • общий объем расходов – 1 008 024,70623 тыс. рублей;
  • дефицит – 0,0 рублей;

на 2020 год

  • прогнозируемый общий объем доходов – 1 005 814,67700 тыс. рублей;
  • общий объем расходов – 1 005 814,67700 тыс. рублей;
  • дефицит – 0,0 рублей;

на 2021 год

  • прогнозируемый общий объем доходов – 1 009 816,87700 тыс. рублей;
  • общий объем расходов – 1 009 816,87700 тыс. рублей;
  • дефицит – 0,0 рублей.

Доходная часть местного бюджета сформирована на основе прогноза социально-экономического развития Усть-Большерецкого муниципального района, а также данных, представленных главными администраторами доходов местного бюджета.

Налоговые и неналоговые доходы местного бюджета предусмотрены в следующих объемах: 2019 год – 330 006,000 тыс. рублей, 2020 год – 350 319,000 тыс. рублей, 2021 год – 370 649,000 тыс. рублей.

Объем безвозмездных поступлений из краевого бюджета предусмотрен в 2019 году в сумме 678 018,70623 тыс. рублей, в 2020 и 2021 годах 655 495,67700 тыс. рублей и 639 167,87700 тыс. рублей соответственно, в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов в 2019 году в сумме 88 142,000 тыс. рублей и в 2020 и 2021 годах в сумме 81 236,000 тыс. рублей и 65 856,000 тыс. рублей соответственно.

Общий объем расходов местного бюджета на 2019 год, исходя из планируемых доходов, составил 1 008 024,70623 тыс. рублей, на 2020 год – 1 005 814,67700 тыс. рублей, на 2021 год – 1 009 816,87700 тыс. рублей.

Формирование межбюджетных отношений на 2019 – 2021 годы осуществлено с учетом следующих основных подходов.

Сохранены действующие в 2018 году виды финансовой помощи местным бюджетам поселений, основные подходы к их распределению.

Дотации на выравнивание обеспеченности бюджетов поселений, формируемые за счет собственных доходов и субвенции из краевого бюджета для осуществления полномочий органов государственной власти Камчатского края по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселениям, на 2019 год сохранена на уровне 2018 года.

На 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов сохраняется практика доведения общего объема нецелевой финансовой помощи бюджетам поселений до уровня не ниже уровня текущего финансового года.

При проектировании расходов местного бюджета приоритетное значение уделено обеспечению бюджетными ассигнованиями в полном объеме первоочередных расходных обязательств: по выплате заработной платы и начислений на выплаты по оплате руда, по оплате коммунальных услуг муниципальными учреждениями, по предоставлению межбюджетных трансфертов.

 

Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления УБМР